Статьи

О йоге для начинающих


Формулировка темы

Часто, когда человек начинает осваивать йогу, перед ним становится ряд наиболее типичных для этапа адаптации вопросов. Как делать асаны, что этому должно сопутствовать, что основное в занятиях и т.д. Ниже изложены некоторые практические аспекты йоги, которые будет полезно помнить и учитывать на первых порах. За основу изложения взяты асаны – ведь именно с их освоения обычно делаются первые шаги в йоге.

Что такое асана?

Чтобы в дальнейшем было проще, следует запомнить и впредь исходить именно из того, что асана – это, согласно Сутрам Патанджали, “устойчивое и удобное положение”. И не более того! При этом достигается асана, как говорит первоисточник, при “снятии напряжения и сосредоточении на бесконечном”.

Из этого хорошо понять, что, во-первых, при выполнении асан должно быть абсолютно комфортно и удобно. Если Вы пытаетесь по неясной причине и с не менее загадочной целью во что бы то ни стало сложиться в три погибели, как некто на красивой иллюстрации, то важно будет вовремя для себя отметить, что к йоге это действо может не иметь никакого отношения (даже если в конечном счете тело загнулось в заветные формы). Если комфорт в позе потерян, то как ни изгибайтесь – это уже чистой воды гимнастика. Не позволяйте себе стать жертвой стереотипа о том, что для выполнения асаны нужно как-нибудь эдак изогнуться, что нужно стремиться к “идеальной форме”. Все, что Вам нужно – всего лишь прибывать в комфортном, удобном, устойчивом положении тела, устранив при этом напряжение, и “сосредоточиться на бесконечном”. Ограничивая на данном этапе вопрос чисто “физическими” рамками, получаем, что асана (исключаем из рассмотрения ментальный аспект) – это любое удобное, устойчивое положение. Именно от этого и имеет смысл отталкиваться.

Некоторые посмотрят на иллюстрации асан, задумаются на тему удобства в них и зададут вполне, казалось бы, резонный вопрос: “Ну, и как я смогу сделать такое, как на картинке, если буду делать так, как мне это удобно?” Здесь можно было бы поговорить на тему влияния умеренных регулярных нагрузок на тело; что при регулярной практике асан тело медленно, но планомерно приближается к каноническим формам… Однако, ответ будет другим, возможно, несколько неожиданным: “А с чего Вы взяли, что Вам нужно сделать так, как на картинке?”, “Почему Вы решили, что асана достигается при максимально похожем на иллюстрацию её повторении?”

Как выполнять асаны?

Отнюдь! Нигде не говорится, что для достижения асаны нужно научиться закладывать ноги за шею или складываться пополам. Также нигде не запрещается упрощать, подгонять под свои собственные физические кондиции, которые вы имеете на сегодняшний день (и которые изменяются во времени), тот канонический вид позы, который столь привлекает своей красотой на страницах книг или журналов. Первоисточник говорит нечто совсем другое, а именно, что асана достигается “при устранения усилия и сосредоточении на бесконечном”. Таким образом, для достижения асаны нужно максимально расслабиться физически (убрать всё то напряжение, которое не участвует в поддержании позы) и сосредоточиться на бесконечном (рассредоточиться, уйти от мыслей). В свою очередь это является на порядки более сложной задачей, нежели изнуряющие попытки завязать себя буквой "зю". Тем не менее, многие делают именно это, не придавая значения тексту Сутр, в котором чётко написано “боль, депрессия, дрожь тела, неритмичное дыхание – признаки, сопровождающие ментальное отвлечение”.

При выполнении асан следует придерживаться понимания того, что должно этому сопутствовать. А именно:

  1. Вы приняли положение такое, чтобы в нем не было ни малейшего дискомфорта, абсолютно никакого, пусть даже форма позы при этом лишь отдаленно и с завидной долей воображения напоминает иллюстрацию в книжке - это не важно.
  2. Переключаете внимание на тело и начинаете наблюдать за ощущениями, возникающими в нем. При этом следует расслабить всё, что доступно. Напряженными остаются лишь те участки тела, те мышцы, которые непосредственно участвуют в поддержании положения.
  3. Вы можете цеплять внимание за какие-то наиболее яркие ощущения в теле (тепло в ладонях, давление в переносице и т.п.), или за дыхание, или за какой-то образ. Как только Ваше внимание "съезжает" в сторону, отвлекаясь на мысли, регистрация Вами перечисленных выше ощущений прерывается, Вы их теряете. Возвращайтесь к ним, если такое произошло. И тогда мыслям будет всё сложнее вклиниться в процесс практики.
  4. Не вникайте в появляющиеся мысли, позвольте им идти отдельно от Вас, не спорьте с ними, не гоните их усилием воли – отстраняйтесь от них, они сами по себе – Вы сами по себе.
  5. Если у Вас возник малейший дискомфорт, сбилось дыхание, стало тяжело, жарко, тем более – больно – следовало ещё до этого выйти из асаны. Учитывайте это в следующий раз и вовремя выходите из асаны.

Принцип действия недействием

О том, как выполнять асаны, Вы только что прочитали. Немного формализуем общий принцип этого процесса. Практика асан – это не обычная, более того в большей степени ментальная, а не физическая, работа. Асану не нужно выполнять в буквальном понимании. Следует принять специфичное положение тела для конкретной асаны и затем просто в нем пребывать, работая уже не с физической составляющей асаны, а с ментальной. При нахождении в асане физическая компонента начинает жить своей жизнью. Тело может начать “проседать”, положение тела может деформироваться. Но всё это происходит само по себе – без Вашего прямого участия. Вы можете регулировать положение тела, опираясь на меняющиеся внутренние ощущения. Но здесь Вы подстраиваетесь под требования или пожелания тела, а не наоборот, как это происходит в случае, например, гимнастики. Слушайте тело, и оно само очертит дозволенные границы манипуляций с ним. Более того, оно само эти манипуляции и выполнит, позволяя Вам лишь вносить незначительные штрихи.

Таким образом, сначала Вы задаете исходные физические условия – начальное положение тела. Затем Вы создаете ментальные условия для релаксации: следуете 3-ему и 4-ому пунктам из перечисленных в предыдущем разделе. Как результат начинают рушиться логические цепочки, в голове наступает определенного рода хаос, возникает некоторая дистанция между мыслями, крутящимися в голове, и Вами – происходит ментальная релаксация. В ответ на неё, тело начинает также расслабляться и “плыть” в соответствии с заданными физическими условиями. Получается, что наша единственная задача – создав начальные условия и бережно их поддерживая, не мешать дальнейшему развитию событий. Мы остаемся только в роли наблюдателей, которые по необходимости могут процесс прервать. В этом и заключается принцип действия недействием, именуемый также у-вей. Вместо того, чтобы тащить траву из земли, в надежде, что она быстрей вырастет – полейте её.

Миф об идеальной форме асан

Каждый раз, глядя на иллюстрацию какой-нибудь йоговской книжки или журнала, человек испытывает желание “хочу тоже так уметь”. Для чего он так хочет, насколько оно ему надо, что он с этим будет делать, человек обычно не особо задумывается – “Красиво, необычно – ну, и отлично!” В результате, даже, если человек ознакомился с вышеописанными аспектами, он зачастую всё равно пытается добиться той формы, что увидел где-то в чьём-то исполнении, вместо того, чтобы следовать указаниям первоисточника. Почему большинство так жаждет научиться сгибаться “как на картинке”, не совсем ясно. Возможно, человек хочет сам себе что-то доказать (причем это почти всегда абсолютно не связано с йогой), и тут физические кондиции становятся одним из потенциальных инструментов это сделать, так сказать реабилитировать себя в своих же глазах. Так человек начинает стремиться к “идеальной” форме. Но что есть идеал? Как Вы хотите сгибаться? Как Айенгар, или как кто-то ещё? Почему Вы решили, что именно этот человек идеально выполняет асану? Идеальной асана будет ровно тогда, когда Вы сумели найти в ней комфорт, устойчивость, максимально расслабить все лишнее и уйти от мыслей. В каком при этом положении будет тело – не суть важно. Оно может принимать канонические формы Айенгара, или ограничиваться 5% от этих амплитуд. Поэтому не стоит зацикливаться на физической составляющей асаны. Да, кто-то может сложить ноги за шею, ощущая при этом абсолютный комфорт и прибывая в расслабленном состоянии, но кто-то может после таких экспериментов и в реанимацию угодить. Кроме того, не стоит верить увещеваниям о том, что, если заниматься определенным образом каждый день – Вы через какое-то время согнётесь, как “тот йог с картинки”. Гибкость развивается до предела при регулярных корректных занятиях, но предел этот у каждого – свой. К тому же, вновь это подчеркнем, степень развития гибкости и других физических качеств никак не характеризует успешность в освоении асан. Мастерство в выполнении асан оценивается, как мы помним, совсем другими критериями. Помните об этом.

Сколько находиться в асане?

Не забывая теперь о вышесказанном, разберем вопрос о том, сколько по времени следует выдерживать асаны, и как это время можно отслеживать. Обычно для каждой асаны есть свое среднее время, которое рекомендуется в ней прибывать. Но как это время засекать? В данном случае вариантов может быть несколько, особенно по началу. Можно ставить какой-нибудь таймер, можно считать про себя, однако наиболее правильным, наверное, все же будет наблюдение за собственными ощущениями. Как только они начинают приближаться к уровню дискомфорта – следует выполнение асаны завершить (чтобы дискомфорта не успело наступить). Если в теле неудобства не возникает – также обращайте внимание на то, что происходит с мыслями. Если от них удалось отвлечься, но через какое-то время поток вновь начинает усиливаться – тоже верный признак того, что асану следует завершить. Если после выполнения асаны в теле появляются неприятные ощущения (даже если во время пребывания в асане ничего подобного не наблюдалось) – необходимо сократить время выдержки позы или упростить её, так как дискомфорта не должно проявляться в результате выполнения асан ни в процессе, ни сразу после, ни даже на следующий день.

Классификация и особенности

Поговорим о том, какие бываю асаны. Здесь всё достаточно просто. Можно выделить несколько основных групп асан: стоячие, ползучие, перевернутые. Ползучие можно в свою очередь подразбить на наклоны вперёд, прогибы назад, скручивания, силовые, на баланс, медитативные.

Говоря о некоторых практических аспектах всех групп асан, следует отметить следующее. Многие асаны могут быть выполнены симметрично в противоположную сторону или аналогично, но со сменой скреста рук или ног. В таком случае их следует выполнять симметрично – сначала в одну сторону, потом в другую (или сменив скрест рук/ног). Причем, следует учитывать, что если в одну сторону асана получается легче, чем в другую, то в ту сторону, где асана выходит сложнее, следует делать два раза. Обычно сперва выполняют асану в сложную сторону, затем – в простую, и повторяют в сложную. Желательно перед выполнением асаны в противоположную сторону встать или удобно сесть и расслабиться, как следует, причём это может быть дольше, чем выполнение самой позы.

Остановимся еще на стоячих и силовых асанах. Стоячие и силовые асаны, безусловно, являются нагрузочными, и в них присутствует определенная доля мышечного напряжения. Однако это не значит, что выполняются они по другим правилам, нежели ползучие или медитативные. Для них всё так же справедливы все 5 пунктов, перечисленные выше в подразделе “Как”. Выйти за границы этих 5 пунктов можно как при выполнении медитативных асан, так и при выполнении стоячих и силовых. Просто в силу своей специфики при нахождении в стоячих и силовых асанах это может произойти значительно быстрее. Не нужно пытаться удержать силовые и стоячие дольше, чем это сейчас получается. Прошло 15 секунд, и дыхание сбилось – выполняйте впредь асану 7 секунд и заканчивайте, даже если где-то написано, что время выдержки данной позы – минута. Поэтому помните, что выполнение стоячих и силовых асан может и должно оставаться удобным и комфортным процессом, и что с этой целью можно свободно маневрировать временем выдержки и формой. Вам не должно становиться от них тяжело, Вы не должны от них уставать – и это более чем достижимо. Вы спросите: "Как ж я могу расслабиться в позах, требующих основательного напряжения мышц?" Сделайте иначе. Капитально расслабившись в процессе своего занятия - постарайтесь не прервать это состояние при выполнении силовых поз. А как только это начнет происходить - вновь возвращайтесь к асанам, максимально способствующим Вашему расслаблению.

И ещё один важный момент по поводу стоячих асан, который не следует забывать. Во всех стоячих асанах, если нога удерживается прямой – коленная чашечка этой ноги должно быть “подтянута”. То есть ноги напряжены в той степени, в которой это необходимо для фиксации коленного сустава. Это достаточно важный момент, так как в случае его несоблюдения можно заработать при регулярных занятиях проблемы с коленями.

В завершение ещё два чисто практических момента. Первый – при выполнении любой асаны Вы можете (и это абсолютно оправдано) по необходимости использовать стенку в качестве опоры. Если Вам не хватает равновесия, или нужно отрегулировать положение тела в асане – используйте стенку ровно столько, пока в этом не пропадет нужда. И второе – при выполнении асан и при переходе из одной асаны в другую оставляйте глаза закрытыми. Ваше внимание должно быть фиксировано не на внешних факторах, а на внутренних. Попадание в зону Вашего внимания дополнительных визуальных раздражителей будет способствовать лишь отвлечению от самой практики.

Зачем делать асаны?

Теперь попробуем ответить на вопрос: “А зачем вообще делают асаны?” Для того, чтобы развить гибкость? Но это, как мы теперь понимаем – не цель йоги. К тому же, если такое допустить, то рано или поздно человек дойдёт до предела своей гибкости – и что тогда? И что с теми людьми, которые обладают природной гибкостью, которой могут “позавидовать” известные йоги – они, получается, йоги от природы? Конечно, нет. У асан есть два основных назначения.

Первое связано с ментальным отвлечением от мыслительного потока. При выполнении асан – а они являются положениями весьма для человека нестандартными – внимание вынуждено переключаться на тело, на его положение в пространстве, на ощущения, возникающие в нем, на отслеживание равновесия. Таким образом, внимание перестает быть привязано (по крайней мере, не так сильно, как обычно) к постоянному, привычному мыслительному потоку. Асаны запускают, инициируют процесс отвлечения от мыслей.

Второе назначение асан – всесторонняя проработка тела. В результате регулярного пребывания в асанах прорабатываются суставы, связки, мышцы, внутренние органы, нормализуется работа желез – то есть, по сути, охватывается весь организм. Развивается гибкость, которая необходима в той степени, чтобы обеспечить здоровье тела. И первое, и второе назначение асан важно, и нельзя игнорировать ни одно из них.

Шавасана

Поговорим о шавасане – позе, которая поначалу является для многих загадкой. Для чего она? Мы ведь и так спим ночью в таком же положении – зачем его принимать в процессе занятия? Во-первых, выполняя шавасану, Вы снимаете напряжение, возникшее в теле в результате выполнения других асан. Если Вы находились в стоячей асане – это особенно актуально. Необходимо, чтобы каждую следующую позу Вы выполняли, будто первую, словно до этого ничего не делалось вовсе – без намека на усталость. Помните, что йога – это не затратная, а напротив – восстанавливающая практика. Состояние расслабленности и пониженного тонуса сознания Вам хорошо пронести через всю практику. Удерживать нужное состояние и углублять его помогает шавасана.

Вначале шавасана может действительно быть просто лежанием на спине, но со временем в ней появится навык достаточно качественно и быстро гасить мыслительный поток. Шавасану можно по праву считать самой сложной из асан, несмотря на её элементарную физическую компоненту. Тело в ней никак не нагружено и пребывает в естественной для него форме, тем самым внимание полностью устремляется во внутренний мир человека, начинает вовсю цепляться за мысли – тем сложнее сохранять тишину ума.

Шавасану следует выполнять не только в конце занятия, но и в процессе в промежутках между другими асанами по мере необходимости, например через каждые 2-3 асаны. Если выполняются стоячие, то можно и после каждой. Не следует считать, что, если Вы не устаете, то выполнение шавасаны можно исключить. При корректной практике Вы не должны уставать в принципе, но шавасану все равно следует выполнять для поддержания “ментального вакуума”.

Регулярность

Для успешных занятий йогой, то есть для таких занятий, которые будут оказывать на Вас реальное воздействие, основным условием помимо корректности практики является её регулярность. Регулярность подразумевает от 4 занятий в неделю, продолжительностью не менее часа, а лучше 2, каждое. Можно ли научиться рисовать, пробуя это раз-два в неделю? Можно ли научиться иностранному языку, занимаясь с такой же периодичностью? Едва ли. А если какие-то навыки и результаты будут проявляться, то, увы, через весьма продолжительное время, и успехи будут весьма скромными. Абсолютно аналогично обстоит дело и с йогой. Разница лишь в том, что опыта практики йоги Вы не имели вообще никогда в своей жизни в отличие от рисования и владения речью… Если Вы занимаетесь йогой с целью получить какой-то результат или ощутить её воздействие (А иначе – зачем Вы ей занимаетесь?), то регулярность практики – это необходимое условие.

Иногда задается вопрос, можно ли разбивать занятие на 2 части, чтобы было проще встроить их в жизнь. Так вот лучше этого не делать. Ваша задача ведь не сделать зарядку, а войти в определенное состояние сознания, отличное от обычного, и, пребывая в нем, продолжать свою практику. Разбивая занятие на 2 части, Вы в лучшем случае успеете дойти до нужного состояния ментальной тишины, но не продолжить занятие, оставаясь в нем.

Основные временные противопоказания к практике асан

  • длительный одновременный приём большого количества лекарств
  • обострения хронических заболеваний
  • послеоперационный период
  • месячные у женщин (убрать все нагрузочные асаны, все на скручивание, прогибы назад, никакой нагрузки на пресс)
  • сильная физическая усталость
  • перегрев или переохлаждение
  • температура тела выше 37 и ниже 36.2 градуса
  • тяжёлая физическая работа
  • полный желудок
  • курс глубокого массажа, иглорефлексотерапии
  • сауна – либо не менее, чем через 5 часов после практики асан, либо – за три часа до неё

Женские аспекты практики

“Во время месячных (от 48 до 72 часов) рекомендуется полный отдых. Выполнять асаны в этот период не следует, но если Вы испытываете напряженность или давление, то выполнение наклонов вперед помогут вам. Перенапряжения следует избегать. К обычной практике можно вернуться на 4-й или 5-й день.

Если появились боли, онемение или чувство тяжести, то следует выполнять следующие асаны:

Уттхита Триконасана, Уттхита Паршва Конасана; Баддха Конасана, Супта Баддха Конасана, Маласана; Вирасана, Супта Вирасана, Матсиасана. Продолжительность этих асан зависит от физического состояния упражняющегося. Если появилась дрожь или ощущение слабости, то лучше воздержаться от упражнений и отдыхать в Шавасане.

Если в этот период появились боли в животе, обильные выделения или судороги, выполняйте Баддха Конасану, Супта Баддха Конасану, Упавишта Конасану, цикл Вирасан и Супта Вирасану.”

Гита Айенгар “Йога для женщин”

В заключение…

В заключение хочется обратить Ваше внимание на то, что асаны сами по себе не решают проблем со здоровьем ни физическим, ни психологическим. Асаны – это один из инструментов йоги, наиболее подходящий по совокупности причин западному человеку. Инструмент, но не цель и не суть йоги. Все “чудеса” (а на самом деле просто отклики психосоматики на корректную работу с ней посредствам йоги), которые происходят в результате регулярных занятий йогой, имеют место быть лишь по причине функционирования в это время сознания в некотором третьем, промежуточном между сном и бодрствованием состоянии. Когда мы спим, сознание отключено вообще. Когда бодрствуем, оно работает и наполнено мыслями. В йоге сознание активно, но оно ничем не наполнено. Тем самым Вы перестаете ставить цель сами и передаёте рычаг управления гораздо более совершенной системе – своей психосоматике, которая лучше Вас знает, что нужно для Вашего общего с ней благополучия.

Как писала Индра Деви: “Йога не лечит человека. Человека лечит природа, а йога расчищает природе тропинки”.




Стоит ли заниматься йогой?


Формулировка темы

А стоит ли вообще заниматься йогой? А имеет ли для меня смысл продолжать заниматься йогой? Такие вопросы могут появляться соответственно у тех, кто ещё только интересуется йогой и у тех, кто уже какое-то время её практикует. Вопросы вполне резонные и даже в определенные моменты ключевые, поэтому уделим их рассмотрению некоторое внимание. Для человека всегда важно осознание той или иной выгоды от своих действий: будь то удовлетворение творческих, финансовых или других потребностей. В этой статье мы и попытаемся формализовать причины, побуждающие к началу или продолжению практики йоги. Стоит ли говорить, что всё нижесказанное будет касаться людей западной цивилизации, а не индусов? На всякий случай делаю сей небольшой акцент.

Причина первая: аспект физический

Без лишних слов перехожу сразу к перечислению тех потенциальных причин, которые могут побудить к занятиям йогой. Итак - физический аспект. Ни для кого не секрет, что гиподинамия (недостаток мышечной нагрузки) и гипокинезия (нехватка движения) в наше время являются верными спутниками большинства из нас - жертв современной цивилизации и всяческого научно-технического прогресса. Сидим на работе, сидим в машине, сидим дома, лежим ночью. Активная двигательная деятельность приобрела исключительно вспомогательный характер для достижения сидячего или лежачего положения. Особенно ярко это проявляется в мегаполисах и, конечно, бесследно для организма не проходит.

Очевидное решение этих проблем - занятия спортом, различного рода физической активностью. Однако, в чем состоит привлекательность занятий йогой? Начнем с того, что всё, что Вам необходимо для занятий - это пространство на полу, где можно спокойно лечь; немного тишины и уединения. Вам не нужно никуда специально ходить, не требуются тренажеры – всё необходимое всегда при Вас: Вы сами и Ваш главный и единственный снаряд - Ваше тело.

Практика асан весьма успешно решает проблему гипокинезии. Разнообразие самих поз и возможность варьировать интенсивность нагрузки на суставно-связочный аппарат позволяют в значительной степени дополнить рацион организма множеством откровенно новых для него движений и положений, а, соответственно, и условий его функционирования. Вопрос гиподинамии тоже, хотя не всегда в полной мере, решаем практикой асан. Почему же не в полной мере? Вопрос нехватки количества и объема движений, свойственный гипокинезии, решаем путем регулярной практики асан в любом случае. Человек, не взирая на его исходные кондиции, начинает день за днем осваивать новые для него двигательно-координационные задачи, которые в любом случае являются довеском (и значительным) к привычной будничной нагрузке. В отношении же компенсации дефицита мышечной нагрузки ситуация иная. Здесь недостаточные для выполнения асан физические кондиции просто не позволят (без ущерба для здоровья) в полной мере нагрузить мышцы. Это, конечно, не исключает такой возможности в перспективе, когда тело постепенно окрепнет. И всё же, будем откровенны, может случиться, что практика йоги и в дальнейшем не покроет Ваш долг мышечной нагрузки. Каждый начинает практику йоги в своем возрасте, со своими ресурсами как физических кондиций, так и здоровья в целом. Соответственно наличествующие физические кондиции и перспектива их прогресса сугубо индивидуальны. Стоит отметить и тот факт, что, учитывая сидячий образ жизни, не удивительно, что даже двух часов практики йоги в день может не хватать для компенсации гипотонуса мышц. Вкупе вносит свои коррективы в степень напряжения и работы мышц в асанах ещё и тот факт, что проработка тела и нагрузка на организм, получаемая в йоге, является лишь сопутствующим эффектом, а не самоцелью практики. Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что практика классической йоги безусловно будет способствовать улучшению функционального состояния органов и систем организма. Однако, отнюдь не для каждого человека практика асан будет достаточной для полной компенсации объема и количества движений и, особенно, нагрузки на мышцы.

Рассмотрим два более конкретных случая. Первый: Вы не занимаетесь ничем, что обеспечивало бы физическую нагрузку (хождение по магазинам и сезонное вскапывание грядок не в счет). Будет ли Вам полезна практика йоги, рассматриваемый нами сейчас её физический компонент? Думаю, ответ вполне очевиден. Случай второй: Вы уделяете некоторое время занятиям спортом (или любому виду активных физических действий). Помешает ли Вам дополнительная проработка организма, причем не только мышц, суставов и связок, а и других систем организма (таких как пищеварительная или эндокринная, например)? Будет ли для Вас лишним умение расслабляться (хотя бы физически) и качественно восстанавливать силы после, например, тех же спортивных тренировок? Наверное, всё это будет скорее кстати. Остается лишь вопрос, какие причины Вы найдете (а, может, нет?), чтобы отказать себе, своему телу в хорошем самочувствии? А в случае, если таковые найдутся - вспомните, что инволюционные механизмы в организме запускаются в среднем уже с 25 лет. И если мы хотим, не взирая на этот прискорбный факт, оставаться здоровыми и после 25 (а кто-то хочет и после 50, и 70 и даже далее), если не хотим быть в перспективе обузой своим детям и близким, если хотим, напротив, радовать их своим присутствием, и если желаем быть активными, а не сидеть на лавочке возле своего дома (а ещё хуже - просто в квартире) - стоит помнить каждый день, что качество нашего здоровья - это величина, зависящая от каждого прожитого дня. Поэтому давайте забывать про всевозможные отговорки, почему именно сегодня у нас нет времени для своего здоровья - оно есть.

Что ещё важно отметить - это особенный подход к работе с телом в практике йоги. Мы столь привыкли ставить себя в рамки вечных соревнований с кем-то или самими собой, что так или иначе в занятиях любым спортом часто ставим себе очередные сверхзадачи. Занятия нацелены на достижение результата (пробежать быстрее, подпрыгнуть выше, сбросить килограмм больше и т.д.), но не на получение комфорта и удовольствия от самого процесса. Для многих занятия спортом - это скорее необходимая, но полезная (всегда ли?) мука, чем занятие, приносящее удовольствие не только благодаря результатам, но и самому процессу. Тело используется как молчаливый инструмент. Иначе дело обстоит в практике асан. Тело - это Ваш лучший друг, которого Вы не используете для решения своих эгоистических задач. Вы занимаетесь с ним вместе, слушая его, обращаясь к нему и учитывая его мнение. Вы позволяете своему телу (а заодно и себе) быть таким, какое оно есть, узнавать комфортные пределы его возможностей (но не заходить за них). Таким образом, создается удивительная гармония Вас в своем теле. Вы обращаетесь не во вне, а во внутрь: не к секундомеру или весам, а к своим собственным ощущениям, чувству своего организма. Это совершенно иная работа. Поэтому даже если в какие-то моменты практика йоги не идет, не удается отрешиться от мыслительной круговерти, то и такая "обнаженная", так сказать, практика асан (которая в таком случае будет являть собой необычную по своему внутреннему наполнению физкультуру) однозначно внесет положительное дополнение к Вашей жизни и функциональному состоянию организма.

Причина вторая: аспект психологический

Именно желание стабилизировать, улучшить свое психологическое состояние является наиболее частым мотивирующим фактором, приводящих людей к йоге. И действительно, если для компенсации недостатка физической нагрузки подойдут (с большей или меньшей степенью эффективности) занятия спортом, то психологический "перегрев", нервозность, последствия "хронических" или резких и тяжелых стрессов простая физическая нагрузка не решит. В этом отношении йога выступает как уникальное средство коммуникации внутри человека. Каждый из нас, используя методы йоги, получает возможность создать условия внутри себя, внутри своей психики, которые приводят к растворению, рассасыванию, вытеснению патологического очага. Альтернативой являются различные методы психотерапии. Однако в этом случае необходим профессионал, который заведомо не нанесет своим воздействием ещё большего вреда. Такого человека найти достаточно непросто, а проверять "полезность" каждого нового психотерапевта может не хватить здоровья. В этом отношении йога является более безопасным (при верном её понимании) методом погружения в себя и внутренней разборки. Во-первых, единственный, участвующий в терапии индивид - это Вы сами. Во-вторых, Ваши действия ограничены созданием необходимых условий, после чего управление переходит к более совершенной системе - к Вашей психосоматике. Дальше процессы разворачиваются без Вашего непосредственного участия, медленно, постепенно (при регулярном воспроизведении) приводя человека к состоянию так называемого "душевного равновесия".

Почему-то я постоянно отталкиваюсь от наличия каких-то проблем... Допустим, что человек внутренне вполне сбалансирован, со здоровьем (как с физической, так и с психологической стороны) всё замечательно. Может ли йога (по-прежнему рассматриваем психологический аспект) привнести в жизнь человека какую-то новую грань? Уверен, что может. Состояние, достигаемое в йоге и являющееся её сутью, сродни дополнительной координате, которая появляется у точки, переходящей в пространство новой размерности. Это нельзя в достаточной степени объяснить или описать, это можно лишь прочувствовать. Человек углубляется внутрь себя и открывает там будто иную реальность. Вы не спите, но Вы и не бодрствуете - Вы балансируете на тонкой грани этих двух привычных состояний. Но эта грань не является ни тем, ни другим. Вы себя осознаете, но не там, где привыкли это делать. И в этой среде разделения двух привычных состояний всё будничное кажется бесконечно далеким от Вас, вы будто теряете притяжение обычной реальности. Словно Вы подпрыгнули, но в тот момент, когда достигли наивысшей точки, не стали опускаться обратно, а замерли так же, как и всё вокруг Вас. Осталось лишь Ваше сознание, которое и позволяет Вам увидеть, почувствовать, зафиксировать удивительность этого мгновения. Или можно ещё провести аналогию с прыжком в воду. Человек резко погружается, затем его скорость продвижения в воде падает, и в какой-то момент прыгун, расставив в разные стороны руки и ноги, замирает под толщей воды, после чего начинается процесс его всплывания на поверхность. Так вот состояние безмятежности, в которое погружается человек в практике йоги, можно сравнить в определенной степени с тем моментом, когда прыгун замирает под водой, когда останавливается его движение вниз и ещё не начинается вверх.

Каждый раз практикуя йогу, Вы на время будто скидываете с себя кандалы проблем будней, забываете про свои желания, стремления и свойственную жизни спешку. Вы оставляете весь этот балласт и остаетесь наедине с собой (хотя поначалу это может быть достаточно сложно или просто не получаться). В любом случае при регулярности занятий йогой человек находит внутри себя тот островок ни от кого не зависящего Я, который спокоен и стабилен, который не подвержен практически никаким стрессорам внешнего мира, и который, когда Вы его нащупаете, становится индуктором спокойствия во вне - в Вашу повседневную жизнь.

Часто человек не способен остановить поток мыслей, который бурлит в его голове. Иногда этот процесс продолжается даже во сне, мешая ему. Вы сталкивались когда-нибудь с тем, как под завязку загруженный множеством работающих процессов компьютер, которые, например, возникли благодаря вирусу, делает отчаянные попытки открыть какой-нибудь банальный документ Word? Вам нужен именно этот небольшой документ, а не те бесчисленные процессы, происходящие к тому же без Вашего на то согласия, но столь пагубно влияющие на получение необходимого Вам результата. Так и сознание человека, заглушаемое лишними эмоциями и переживаниями, не умеющее заранее отсеять тупиковые ветки мыслительного процесса, начинает "закипать", порождая по сути патологический очаг возбуждения, доминирующий над другими зачастую куда более необходимыми процессами психосоматики. И если эту доминанту вовремя не снимать, то организм начинает давать сбои как на уровне психики, так и на уровне физическом. Одно дело размышлять над решением насущной задачи и заканчивать это размышление по мере желания и необходимости. Другое дело - решать волнующую проблему, набирая по ходу её изучения дополнительные подзадачи, требующие отдельного внимания (и чем дальше, тем больше становится подзадач и подзадач этих подзадач...), и не иметь возможности остановить эту жестокую рекурсию. Йога является именно той связью с "машинистом", которая позволяет делать "остановку по требованию". Точнее йога - это то, что помогает Вам эту связь настроить.

Заключение

Найдутся ли ещё причины, которые подвигнут Вас на практику йоги, помимо перечисленных выше? Наверняка, таковые обнаружатся. Ведь как каждый художник видит и изображает мир по-своему, так и каждый из нас находит в одних и тех же занятиях свою изюминку. Не думаю, что йога станет здесь исключением. А если всё же своих доводов для занятий йогой у Вас пока не накопилось, то предлагаю воспользоваться моими, которые я считаю ключевыми, и которые продолжают поддерживать стабильность моей собственной практики и только утвердительно отвечать на вопрос: "А стоит ли заниматься йогой?"




К вопросу мотивации


Формулировка темы.

В повседневности человеку свойственно непрерывно принимать множество разного вида решений. Большинство из вопросов, на которые нам приходится отвечать сводятся к общей формулировке “Как поступить?”. Однако есть и вопросы, формулируемые “Зачем мне это делать?”. В нашем разговоре мы рассмотрим вопрос мотивации (а именно к этому классу проблем относятся все те задачи, которые требуют ответа на вопрос “зачем?”) в разрезе занятий йогой человека западного типа в наше время, а также обсудим некоторые наблюдаемые автором тенденции в этом направлении. Итак, раскроем тему в хронологическом порядке. Человек решил прийти на занятия по йоге (или начал самостоятельное её освоение).

Причины.

Обратимся сперва к причинам, которые приводят людей на занятия по йоге.

Наиболее распространены следующие из них:

  1. избавиться от стрессов, научиться справляться с нервами, стать спокойнее;
  2. поправить подорванное физическое здоровье;
  3. мода;
  4. овладеть некоторыми неприсущими ранее свойствами тела или души (гибкость, духовный рост и др.).

Причина и мотивация.

Отметим то, что причина, в силу которой человек решает заняться йогой, не обязательно служит мотивацией к занятиям. Точную иерархию четырех вышеперечисленных причин установить весьма сложно. Однако сам факт, что йога стала “жертвой моды” не может не заставить задуматься. Увы, но влиянию моды поддаётся весьма значительный процент людей. Большинство из них попадает в возрастную категорию до 30 лет. Это, безусловно, не означает, что все те, кому меньше 30 начинают занятия в результате сложившейся на неё в последнее время моды. По сути, человек, пришедший к йоге по причине модной тенденции, просто не имеет мотивации, так как он никак не отвечает для себя на вопрос “Зачем мне это нужно?”. Он просто поддается стадному чувству и желанию “быть в струе времени”. При этом предмет йоги для него безличен и не важен, и представляет собой просто один из аттракторов моды. Человек, поддавшийся веянию моды, делает ошибку, так как начинает тратить и время и средства, сам не понимая, на что и зачем…

Люди, причиной занятий йогой для которых не является мода, так или иначе испытывают нехватку либо внутреннего равновесия, либо здоровья, либо рассчитывают найти в йоге нечто, чего им, как они считают, не достает. В любом случае каждый из них имеет достаточно чётко сформулированный ответ на вопрос мотивации: “Для чего Вы решили заниматься йогой?”.

Достаточность мотивации.

После того, как человек сделал первый шаг в направлении йоги и начинает практиковать, вопрос мотивации встаёт ещё более остро. К сожалению, не затрачивая времени на йогу, результат сам по себе не придёт. Почему-то большинство людей принимают естественным факт, что для достижения материального благосостояния человеку нужно долго трудиться, строить карьеру, идти на компромиссы и т.д.. Но, когда дело касается здоровья (как психологического, так и физического) или приобретения абсолютно неприсущих ранее свойств, человек ожидает результата в исключительно краткие сроки. Более того ситуация непрерывного ожидания результата усугубляется ещё и проблемой встраивания йоги в жизнь. На достижение благосостояния человек работает по 8 часов в сутки (это минимум), не говоря о количестве затрачиваемых на это сил и здоровья. В свою очередь заниматься йогой 2 часа каждый день – уже для большинства оказывается задачей едва преодолимой.

Казалось бы, парадокс: в йоге нет ничего того, что могло бы напрячь человека, или от чего он мог бы устать физически или психологически (рассматривается классический подход, а не бесконечные авторские стили современности) – что же мешает человеку регулярно заниматься? И здесь мы как раз упираемся в вопрос мотивации. Хватает ли её, чтобы человек был готов перестроиться и добавить в свою жизнь регулярные занятия йогой? Или она иссякла уже при формулировке желания что-то изменить?..

Границы мотивации.

Для человека, пришедшего к йоге в результате моды – мотивации, как мы уже выше установили, никакой нет в принципе, поэтому и заниматься ему дома не нужно. Для приобщения к модному направлению ему вполне будет хватать занятий в группах 1-2 раза в неделю. Что же касается людей, которые пришли с конкретными намерениями, то здесь вопрос более тонкий и деликатный…

Безусловно, всегда сложно встроить в жизнь нечто новое, причём делать это регулярно, то есть каждый день. Это не обязательно йога. Чтение иностранной литературы, рисование, бег по утрам, что угодно другое – всё это требует определённых усилий и воли для регулярного воспроизведения. Йога, однако, будучи деятельностью весьма специфической и отличной от других, несомненно, имеет некоторые характерные только ей особенности, следствиями которых являются дополнительные сложности в процессе встраивания её в жизнь. И эти сложности наверняка будут противовесом той мотивации, с которой человек в йогу пришёл.

Особенности йоги как вида деятельности.

Одной из особенностей является “особенность нулевого старта”: в отличие от других видов деятельности, человек начинает здесь с нуля. Если о беге, чтении (пусть и на иностранном языке), рисовании каждый из нас изначально в результате жизненного опыта имеет, по крайней мере, базовые представления, то в йоге человек начинает с нуля, так как это вид деятельности, не присущ человеку в его обычных состояниях сознания. Второй особенностью йоги является “особенность продолжительного характера изменений”: все изменения, трансформации, происходящие с человеком в процессе практики, происходят медленно, а попытки форсировать эту скорость, приводят либо к ещё большему замедлению, либо к негативным последствиям, зачастую серьёзным. Наконец, третье – “особенность чуждого подхода”: подход в йоге идёт вразрез с привычным для западного человека поведением в отношении принципа “ненасилия” (ахимса). Нам хорошо известна пословица “Без труда не вытянешь и рыбки из пруда”. Все мы привыкли, что для того, чтобы получить результат необходимо прежде вложиться, как следует. И если мы устали, или болят после нагрузки мышцы – то это явный признак того, что “хорошо поработали, и награда не заставит себя ждать”. Так как другого подхода нам не известно, то по умолчанию этот шаблон каждый новичок благополучно копирует и на практику йоги. Тем самым он допускает одну из наиболее распространенных ошибок, так как всё старание и усердие в йоге заключается не в изматывающих тренировках (а если это так, то подумайте, тем ли Вы занимаетесь), а в регулярности практики. Хотя, конечно, мучиться, потеть, заставлять себя 1-2 раза в неделю заниматься “йогой”, чтобы потом с чувством выполненного долга отдыхать до следующей тренировки – значительно проще, и привычней. Гораздо сложнее научиться заниматься собой каждый день, при этом себя не насилуя, не чувствуя ни в процессе, ни на следующий день ни дискомфорта физического, ни психологического от тренировки.

Кризисные точки мотивации.

Кризисные точки начала.

Итак, под сопротивлением приведённых трёх особенностей йоги мотивация человека играет основную роль в вопросе продолжения практики. Почему же большинству людей так сложно регулярно заниматься? Почему мотивации, которая привела их на занятия, не хватает для регулярности этих занятий, что является, как мы выяснили, основой успеха в йоге?

Ответ, наверное, будет следующим: человеку либо не хватает воли заниматься регулярно, либо он недостаточно плохо себя чувствует, чтобы улучшение состояния требовало немедленных действий.

В первом случае возможны варианты. Первый: безволие – черта характера – с чем сложно что-либо поделать, и тут может не спасти даже понимание самого человека, пусть даже крайней, необходимости занятий.

Вариант второй: занимаясь йогой, ученик делает над собой определённое регулярное усилие, каждый раз переступая через себя, чему в итоге либо приходит конец (и человек прекращает заниматься йогой), либо это становится причиной нарастающего внутреннего напряжения, дискомфорта, а как следствие – ухудшения общего состояния. Если с первым вариантом всё более-менее ясно, то второй предполагает вопросы. Что это за усилие, которое может перечеркнуть смысл всей практики? Порой, начиная заниматься йогой, люди попадают в ловушку “особенности чуждого подхода”. Вы стараетесь всё делать как можно лучше (особенно это касается практики асан), терпите дискомфорт (психологический или физический) от непривычных нагрузок и действий, считая, что уж теперь наверняка “труд будет вознаграждён”. Однако в итоге ни здоровья, ни внутреннего покоя не прибавляется, а проработка мышц, которые могут регулярно болеть от перегрузок – небольшая всему этому компенсация. Вы начинаете стараться всё больше и больше, считая, что недостаточно вкладываетесь в практику. Напряжение и дискомфорт нарастают, а в сумме с отсутствием результата (которого при таком подходе и быть не может) и нежеланием каждый раз начинать занятие (а если уж начали – непрестанное ожидание, что оно скоро закончится) не достигают некоторой критической отметки. После неё одна мысль о занятиях йогой вызывает отторжение всего организма, практика на этом заканчивается. Либо (это свойственно людям с исключительной силой воли) человек продолжает переживать весь спектр дискомфорта, получая удовлетворение от факта преодоления себя, заглушая этим все сигналы, как тела, так и психики, что естественным образом едва ли может благотворно на них сказаться.

Наконец, вариант третий: изначально тяжелое состояние. Бывает, начав практиковать йогу, человек вскоре понимает, что это процесс значительно более сложный, чем представлялся. Постоянный круговорот мыслей в голове, не отпускающий ни на секунду для каждого осваивающего йогу, является одной из основных преград. Понимая, что от мыслей на время практики йоги надо уходить, новичок одновременно никак не может это сделать. Таким образом, рождается внутреннее противоречие, сомнение, “получится ли это у меня вообще когда-нибудь?”. Если человек достаточно эмоционален, психологически сильно перегружен, склонен к мгновенным действиям в порыве сиюминутного разочарования, то у него возникает отчаяние готовое вмиг разрушить чуть ли не любую мотивацию. Проблема эта возникает, очевидно, в результате особенностей “нулевого старта” и “продолжительного характера изменений”. В этом случае ученик должен понять, что поначалу такое своего рода “бессилие” в отношении управления активностью мыслей – естественно, и что начинать надо с малого. Не бывает, чтобы всё сразу стало получаться в один миг, тем более, если никогда прежде в своей жизни ты такого не делал. Кроме того, все мы уникальны, и степень сложности освоения ментальной тишины для всех не одинакова: одним это удается за несколько месяцев, а другим могут понадобиться года.

Кризисные точки в практике.

В том случае, когда общее состояние человека не столь критично, ученик бывает занимается, но не регулярно. То есть в результате корректно построенной практики человек наблюдает положительную тенденцию изменений в отношении своего общего состояния, и ему этого хватает. Он понимает, что при регулярных занятиях процесс восстановления шёл бы быстрее и эффективнее, но, выбирая между сложностями выделения дополнительного времени на работу с собой и удовлетворением имеющимся улучшением, человек выбирает последнее. Стоит подчеркнуть, что проблема практически всегда заключается не в действительном абсолютном отсутствии времени и возможностей заниматься, а в недостаточной мотивации к этому.

Иная ситуация, когда человек занимается регулярно и весьма продолжительный период времени. Происходят положительные трансформации в плане здоровья физического и психологического и, когда основной пласт негатива, влиявший на общее состояние человека, уходит, изменения протекают если не медленнее, то, по крайней мере, менее заметно для человека. Начинает казаться, что уже ничего не происходит, хотя в действительности это не так: просто процесс ушёл из восприятия сознания, а результат вдруг проявит себя в какой-то совершенно неожиданный момент. В случае, когда основные причины, приведшие человека в йогу, себя исчерпали, прежняя мотивация естественным образом исчезает (и это логичный итог). Тогда, как правило, мотивация просто меняется. Человек занимается либо чтобы поддерживать полученное состояние и качество жизни, либо из интереса. Безусловно, возможен и вариант, когда человек исчерпав первичную мотивацию, просто прекращает занятия (если уверен, что не вернётся к тому, что послужило отправной точкой для начала практики).

Важность верной мотивации.

Интересно отметить важность верной мотивации в йоге, и следствие ошибки при её выборе. Возьмем один наиболее яркий и показательный пример. Человек решает заниматься йогой с целью максимально развить гибкость. Что же обычно происходит дальше? Ученик начинает упорно стремиться к поставленной цели, средством для этого становится регулярная практика асан. При такой мотивации, слова инструктора о важности расслабления и о том, что нельзя “давить на форму” и доводить позу тела до предела, обычно игнорируются, или просто не воспринимаются серьёзно. Человек начинает буквально изнурять себя практикой асан, а на самом деле просто гимнастикой тела в нестандартных положениях. К его разочарованию, ожидания не оправдываются – гибкость не прибавляется, или растёт незначительно. Гимнастика в одинаковых положениях тела на фоне отсутствия видимого результата начинает человека утомлять, он просит инструктора показать ему “ещё что-нибудь”. Но и это ничего ему не даст. В результате он разочаровывается и, наконец, бросает занятия. Человеку нужен был быстрый результат, который он пытался получить привычными методами. Увы, йога – это не привычный, а абсолютно нестандартный вид деятельности, и результат в ней не бывает мгновенным. Таким образом, часто ошибочная начальная мотивация и ожидание быстрого результата просто затмевают те необходимые условия, при которых человек занимается не гимнастикой, а именно йогой. Итог один: отсутствие положительного результата и разочарование в йоге (хотя до неё человек, по сути, даже не дошёл). Получается интересная вещь: если человек приходит в йогу с ошибочной мотивацией (то есть такой, для реализации которой йога не предназначена), или вообще без неё, то либо желаемый результат просто не наступает, либо общее состояние, ухудшаясь, начинает подсказывать об ошибке. В последнем случае вопрос только в том, на сколько “начинающий йог” внимательно относится к своему организму и слышит его сигналы. Если он игнорирует их продолжительное время, то негатив накапливается, и тогда рано или поздно наступает срыв. И в одном и в другом случае, если человек имеет достаточное количество здравого смысла, он всегда остановит своё неверное движение. Каким образом: с разочарованием и отказом от йоги, или с переосмыслением своего подхода – зависит от многих факторов. Ключевую роль здесь играет преподаватель, задача которого сделать всё, чтобы человек шёл в верном направлении.

Парадокс мотивации.

Выше был сделан акцент на то, что часть людей, имеющих мотивацию, занимаются нерегулярно. И причина тому в большинстве случаев не отсутствие времени, а нежелание или недостаток воли, чтобы встроить нечто новое (практику йоги) в привычный и устоявшийся ритм жизни. Так вот стоит в заключение подчеркнуть, что конечно есть и та категория людей, которые хотят, но в виду объективных причин не имеют возможности выделить достаточно времени под йогу. Как ни парадоксально, но часто бывает так, что чем больше внешнее сопротивление жизни (или более тяжелое состояние человека), тем успешней ему удаётся найти, выскрести из кутерьмы жизни время и возможность на практику йоги. Человек занимается хотя бы то время, которое вдруг ему выпадает. Тем самым он делает всё от себя зависящее для своего же блага. Одновременно с этим человек, находящийся в более комфортных условиях в отношении свободного времени и других возможностей, всегда найдёт повод, чтобы отодвигать йогу всё дальше и дальше. Собственно здесь мы вновь упираемся в вопрос мотивации…




О нагрузке


Введение

В процессе занятий йогой каждый сталкивается с вопросом дозирования нагрузки при выполнении асан. Подход в этом отношении, как известно, один: не должно быть никаких дискомфортных ощущений (при условии, что они не являлись постоянным фактором к настоящему моменту). Рассмотрим этот вопрос под другим углом. В результате того, что каждый из нас ведет преимущественно сидячий образ жизни, проблема обеспечения на организм достаточной физической нагрузки стоит достаточно остро. Практика асан отчасти позволяет решить эту задачу. Однако здесь есть некоторые нюансы. О них и пойдёт речь дальше.

Сразу обозначим границы обсуждения, уточнив наше понимание и взаимосвязь нагрузки, проработки тела и процесса восстановления организма (здоровья) в результате практики йоги. Оздоровление организма происходит преимущественно в результате запуска механизма самовосстановления в практике йоги (за счёт пребывания в определенном измененном состоянии сознания). Проработка тела асанами способствует запущенным организмом процессам восстановления, являясь работой не только с мышцами, но также с суставами, связками, железами, внутренними органами человека. Под “нагрузкой” понимается только физическая нагрузка на мышцы тела и опорно-двигательный аппарат.

Сложности восприятия нагрузки

Итак, представим, что человек только начинает заниматься йогой, в частности осваивать асаны. Наиболее характерны две ситуации, исходя из которых, человек выстраивает свою практику.

Ситуация первая: избыток нагрузки

Человек достаточно слабо тренирован, физически ослаблен к моменту начала освоения асан. Вспомним в дополнение, что асаны – положения отнюдь не стандартные и телу непривычны. В результате, человек сталкивается с ситуацией, когда попытка воспроизвести позу мгновенно приводит к дискомфорту в теле. То есть нагрузка на тело, получаемая в асане, оказывается слишком велика. Естественно, напрашивается вопрос: “Что делать?” Ответ находится на поверхности: упростить положение тела ровно настолько, пока организм не перестанет подавать “сигналы недовольства”. В крайних случаях, когда адаптировать асаны для человека объективно не удается, видимо, наиболее приемлемым будет рекомендовать прежде, чем переходить к выполнению асан, некоторое время применять обычные физические нагрузки (ходьба, плавание и т.п.). Как ни странно, большинство людей предпочтут удержать асану через дискомфорт и даже болевые ощущения, нежели принять более доступный на сегодня вариант позы. Удивительно, но факт… В этой ситуации человек может очень легко перегрузиться физически. Более того, случается, что о произошедшей перегрузке человек узнаёт не в процессе выполнения асан, а на следующий (или через) день. Хотя это более характерно для второй ситуации.

Ситуация вторая: недостаток нагрузки

Человек начинает осваивать асаны и не ощущает в них особой нагрузки. Этот вариант наиболее характерен для тех, кто занимается какое-то продолжительное время спортом, танцами и т.п. Начиная осваивать асаны, человек пытается обеспечить с их помощью привычную нагрузку. Это, однако, не удастся. Как уже упоминалось выше, асаны – нестандартные положения тела, а, следовательно, нагрузка в них также не будет привычной. Примеры многих людей показывают, что отличные физические кондиции тренеров по степ-аэробике, гимнастов, скалолазов и т.д, не являются гарантией от перегрузки даже в исключительно базовых асанах йоги. Более того, излишнее рвение и непоколебимая уверенность в собственных силах чреваты в данном случае получением травм. Человек привычным образом затягивает себя в позы йоги, стремясь достигнуть желаемого положения, вместо того, чтобы позволить телу под своим весом принять доступную ему на данный момент форму. В итоге в своем стремлении к идеальной асане, человек, по сути, теряет над телом контроль, не ощущает его, подавляет или игнорирует его сигналы. Как следствие – не чувствует той границы, того порога ощущений, после которого наступает перегрузка. Если есть факт перегрузки, продолжать занятия можно, но, не затрагивая появившихся ощущений (и с соответствующей корректировкой практики). Причина такой неосторожности (в отличие от первого случая) – наличие достаточного ресурса здоровья, при отсутствии которого подобные действия могли бы привести к скорой и порой серьезной травме. Стоит отметить, что наличие здоровья не означает его неисчерпаемости при практике асан в подобном ключе…

Значение ментальной релаксации

Таким образом, в обоих случаях исключительно важно уметь улавливать границу допустимой и чрезмерной нагрузки в практике асан. Фундаментом для этого является освоение ментальной релаксации. Когда человеку удаётся освободить ум от лишнего мыслительного процесса, и внимание в значительной степени направлено на ощущения в теле, практикующему асаны становится во много раз легче отследить степень получаемой нагрузки и при необходимости снять её избыток. При корректном подходе и контроле “линии передозировки” тело постепенно адаптируется к новым положениям. Вначале время выдержки асан при отсутствии усталости и дискомфорта может достигать всего пары-тройки секунд. Однако медленно это время растёт, при этом комфортность пребывания в асане не нарушается, а ментальная релаксация углубляется. Стоит отметить и тот факт, что с освоением ментальной релаксации в практике асан, человек начинает значительно чётче отслеживать, контролировать напряжение и расслабление разных участков тела. Это позволяет при необходимости нагружать отдельные мышцы, не затрагивая при этом остальных. Происходит акцентированное увеличение нагрузки. То есть, если раньше локальная нагрузка на некотором участке тела вызывала напряжение и на его окрестности, а иногда и просто во всем теле, то сейчас появляется возможность дифференцированного увеличения нагрузки на разных участках, что может способствовать более эффективной проработке тела.

Два подхода увеличения нагрузки

После освоения ментальной релаксации, когда Вы не допускаете перегрузки тела, возможны два основных варианта добавления нагрузки: усложнение формы и увеличение времени выдержки. Естественно, что в любом случае комфортность пребывания в асане не должна нарушаться. Усложнение формы должно идти само. То есть Вы не пытаетесь согнуться в более сложное положение, а принимаете его при условии, что оно (неожиданно) уже стало столь же удобно, как и упрощённый его вариант, который делался раньше. Можно, например, раз в три или более месяцев делать "контрольный замер": позволяет тело усложнить форму или нет? Увеличение времени пребывания в асане также происходит само собой. Находясь в ней, Вы просто не замечаете, как выдержка её увеличивается. То есть, момент проявления первого намёка на физический дискомфорт или нарушение ментального покоя (или просто усиления мыслительной активности) оттягивается по сравнению с тем, что было прежде.

Из вышесказанного можно резюмировать, что увеличение нагрузки и эффективности проработки тела – естественный результат корректной практики асан без ощущений. Соответственно для увеличения нагрузки на тело нет необходимости как-то специально форсированно усложнять асаны или увеличивать их выдержку.

Отметим, что часто встречается такой вопрос: “А почему бы сначала не натренировать тело, а потом уже расслабляться в ставших удобными позах?” Дело в том, что подобная тренировка чревата негативными последствиями в силу описанных уже причин, связанных с нестандартностью положений тела в асанах. При отсутствии навыков расслабления и “неперегрузки”, когда человек решит расслабляться в асанах, он вновь столкнётся с невозможностью это сделать. Другими словами, время, потраченное на "подготовку тела" пропадает просто в пустую. Натренированность тела не означает ощущения “границы критичной нагрузки”, не означает наличие навыков сосредоточения внимания на теле. После “подготовки тела к асанам” человек ни на шаг не приближается к расслаблению и ментальному покою в них или в промежутках между ними. В то время как отсутствие достаточной тренированности тела ничем не мешает началу практики йоги. Навык расслабления играет ведущую роль в практике асан, и именно он должен осваиваться в первую очередь. А тренированность тела, как было выше обосновано, придет со временем естественным образом сама. Часто она, как ни парадоксально, лишь осложняет освоение релаксации на первых порах. Слишком много внимания начинающий уделяет своим физическим возможностям, увлекается этой "игрой с формой" и теряет суть практики. По этой причине, бывает, человек с весьма скромными начальными характеристиками гибкости быстрее вникает и осваивает ментальную релаксацию.

О необходимости нагрузки

В заключение стоит подчеркнуть необходимость нагрузки несмотря на основополагающую важность расслабления. Для современного человека, живущего в западном мире, одинаково остро стоят два вопроса. Первый: нехватка чисто физической нагрузки в результате сидячего образа жизни. Вторая: необходимость справляться с постоянным внутренним психологическим напряжением, связанным с особенностями современного мира, в котором он обитает. С одной стороны человеку необходима нагрузка, с другой – расслабление. Казалось бы, обеспечить и одно и другое невозможно. Однако расслабление необходимо больше в плане психологическом, а нагрузка – в физическом. А это наилучшим образом может обеспечить йога, одной из задач которой является установление внутреннего покоя. Нагрузку же йога может обеспечить посредствам асан. Так как тема данной “Мысли” – “О нагрузке”, то на ней и остановимся. Существует одно весомое “НО”. Учтём условия гиподинамии, в которых мы существуем, тот факт, что физические кондиции большинства из нас оставляют желать лучшего и то, что йога требует значительного времени для освоения, а тем более получения от её практики результата. В итоге, очевидно, что получать необходимую нагрузку на тело в результате практики асан можно, но для этого необходимо достаточное количество времени, определенные физические кондиции, здоровье и, что крайне желательно, навыки работы с телом без его перегрузки. На начальном этапе освоения йоги у нас обнаруживается дефицит всего этого или части из перечисленного. Как следствие, полностью компенсировать нехватку нагрузки обычно долгое время не представляется возможным. К счастью, если состояние молчания ума едва ли можно достичь, будучи погруженным в повседневную жизнь, то иначе дело обстоит с физической нагрузкой. Её при недостаточной проработке тела асанами можно (и нужно) добирать в жизни (плавание, бег, лыжи, ролики и т.п.).

Подчеркнём, нагрузка, аналогично гибкости, является лишь дополнительным эффектом в практике йоги. Этот “эффект”, безусловно, важен в “сидящих” условиях западного мира. Но столь же, очевидно, ошибочно было бы делать обеспечение необходимой нагрузки на тело основной целью своей практики. Йога не предназначена для обеспечения нагрузки на тело западного человека, не предназначена она и для развития его гибкости, однако всё это в определенной степени обеспечивается в процессе корректно построенных занятий. В том случае, если йога с этими задачами справляется в недостаточной для Вас степени, необходимо добирать нагрузку более привычными видами физической активности.




Занятия йогой в Москве


Какие занятия йогой есть сейчас в Москве, как выбрать класс занятий йогой - небольшие рассуждения на эту тему в данной коротенькой статье.

Специфика занятий йогой в Москве

Если Вы задались целью найти занятия йогой в Москве, то едва ли это вызовет у Вас сложности. На данный момент плакаты в метро и на улицах, статьи в журналах, не говоря об огромном количестве сайтов в интернете, предлагающие занятия йогой, уже скорее начинают вызывать отторжение, нежели живой интерес к предмету. И по причине переизбытка подобной информации проблемой становится задача не поиска, а - выбора: в какую школу или центр йоги в Москве пойти, занятия йогой какого направления предпочесть, к какому классу присоединиться. Все организации (фитнес- и йога центры) можно классифицировать на две категории: проводящие занятия йогой в рамках одного или различных направлений (порой диаметрально противоположных). Конечно, импонирует, когда занятия йогой отдельного центра проходят в рамках одного направления согласно единой методике. Это свидетельствует о том, что предлагаемый подход опробован личным опытом всех работающих в центре инструкторов и выдержал определенную проверку временем. Когда же в рамках одного центра предлагаются занятия йогой всевозможных направлений, это часто преподносят как желание дать «каждому своё». По факту — это скорее безразличие руководства центра к тем услугам, которые оно предлагает. Имея основной задачей коммерческую выгоду, ему абсолютно не важно, какие занятия йогой (и йогой ли) будут представлены в центре — лишь бы был спрос.

Основные направления занятий йогой в Москве

Теперь, если Вы определились с центром йоги, то, наверное, поинтересовались тем направлением, в русле которого там проходят занятия. Йогой в Москве сейчас называют практически всё, однако наиболее часто под нею подразумевают занятия йогой классической, йогой Айенгара и Аштанга-виньясой. Классическая йога предполагает занятия согласно первоисточнику (Йога-Сутры): позы йоги (асаны) выполняются в статике, основное внимание уделяется ментальной и физической релаксации; занятия йогой не допускают боли, не являются гонкой за гибкостью, в первую очередь нацелены на восстановление физического и психологического здоровья. Занятия йогой согласно методике Б.К.С.Айенгара основаны на асанах, выполняемых в статике, с соблюдением чрезвычайной детализации и отстройки поз; допускается боль, без которой, как считается, не может быть прогресса гибкости, развитие и непременное увеличение которой считается основным критерием продвижения в практике. Аштанга виньяса — занятия йогой согласно методике Патабхи Джойса; асаны выполняются в динамике одна за другой в определенных последовательностях, одновременно сочетаясь с особым дыханием, положением глаз и др.; допускается боль, занятия йогой идут по линии усложнения выполняемых асан и сочетания их во все более сложные последовательности. Все это называется в Москве йогой, хотя, как легко заметить, по сути своей описанные методики имеют принципиальные отличия в своих подходах. Что же в действительности подразумевает под собой понятие «йога», и с чем из перечисленного в большей степени оно коррелирует, предлагаю пытливому читателю определиться самостоятельно.

Классы занятий йогой в Москве

Сориентироваться среди классов занятий йогой тоже бывает не просто. В большинстве центров их существует множество: классы для начинающих, продолжающих и т.п., классы для женщин, для людей старшего возраста, для детей, для людей с проблемами со здоровьем, классы специализированные по освоению определенных групп асан, классы разные по количеству человек в группе и т.д. На фоне всего этого многообразия лишь отметим, что занятия йогой, проводимые мною и всеми преподавателями школы йоги Виктора Бойко, строятся по иной схеме. Есть единственный класс — это класс индивидуальной работы. Программа занятий для каждого человека составляется индивидуально, учитывая его особенности (пол, возраст, здоровье, физические кондиции и т.д.). На занятиях в группе каждый человек практикует согласно своей программе вне зависимости от остальных. Инструктор индивидуально корректирую каждого ученика и отвечаю на возникающие вопросы. Таким образом, занятия йогой остаются сугубо индивидуальной практикой даже в группе, и не возникает необходимости в бесконечной градации классов по уровням сложности или иным критериям.

В заключение, отметим, что наиболее верным критерием качества тех занятий, которые Вы выбрали, является Ваш инструктор. Придя на занятия йогой, оцените его человеческие качества, его здоровье, степень внутреннего спокойствия (а не только внешность, которая часто бывает обманчива). Ведь преподаватель — это продукт тех занятий йогой, которые он проводит. Поинтересуйтесь, как долго он занимается сам, что дали занятия йогой ему, почему ему интересно проводить подобные занятия с другими людьми. Не стесняйтесь задавать подобные вопросы. Вы в определенной степени доверяете себя инструктору - так убедитесь, что ему можно довериться.




Малые воздействия в йоге: увидеть, чтобы поверить


Одной из основных задач для лиц, начинающих практиковать йогу, является приятие альтернативного привычному подхода к работе со своим телом. Не нужно терпеть боль, дискомфорт, тянуться, стремиться, стараться, напротив – важно оставаться в зоне комфорта. «Как же так?» - возмущаемся мы: «Откуда же для тела возьмется результат, если мы раз за разом не будем себя хоть чуть-чуть преодолевать?» Это ведь так привычно и понятно: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» - чтобы чего-то добиться, нужно прилагать к этому усилия. Тренировочный принцип «до предела и ещё чуть-чуть», усталость после тренировки, болезненные ощущения в теле на следующий день – всё это неотъемлемые спутники работы с телом в восприятии подавляющего большинства. И важно, что подобное представление полностью корреспондируются с упомянутыми выше общими жизненными установками: чем большие усилия приложишь, тем лучше будет результат. По этой причине «трудовой» подход в работе с телом не вызывает в нас противления и представляется вполне логичными, оправданным и уместным.

Другое дело, когда мы слышим на занятии по йоге: «Не старайтесь, делайте так, чтобы не было неприятных ощущений». Как так? А смысл? Это идет в разрез с принципами, на которых базируется наше привычное представление о работе с телом. Практика йоги, отвечающая принципам ненасилия (ахимса), фактически бросает вызов нашему сформировавшемуся мировосприятию с его привычкой максимально «вкладываться» для достижения желаемого результата и, что ещё важнее, потребностью ощущать мгновенную отдачу, незамедлительный эффект от приложенных усилий, как подтверждение верности избранного пути и средств достижения цели.

И можно сколько угодно объяснять человеку, что в йоге мы не ставим задачу максимально проработать тело, а лишь создаем для этого условия, что основной эффект в йоге – это не гибкость, а умение усмирить и остановить бурление мыслей в голове (а остальное – производные от этого); что тело – лишь инструмент, аттрактор нашего внимания, позволяющий создать доминанту, связанную с настоящим, с ощущениями тела, а не мыслями о прошлом и будущем – однако все эти разговоры приводят к пониманию лишь через определенный период самостоятельной регулярной практики. Тогда всё сказанное становится не только услышанным, но и действительно понятым и естественным. А до этого момента каждый из нас упорно тяготеет к уже сформированным жизнью установкам и схемам, перенося их (что вполне естественно) и в йогу.

Практика йоги, появляясь в жизни человека, являет собой ее некоторое крохотное подмножество, которое начинает определять и выстраивать внутренние и внешние связи. При этом в части вопросов работы с телом на данном подмножестве заданы особые, отличные от всего множества законы. Культивируемый в йоге ненасильственный подход вводит такие законы в части работы с телом, которые в значительной степени вызывают, мягко говоря, скептическое отношение у человека, начавшего практику йоги. Весь колоссальный накопленный жизненный опыт, многократно превосходящий опыт практики йоги, диктует свои представления о принципах и подходах в работе с телом. И они кардинально отличны от аналогов, задаваемых на «йогическом подмножестве».

Однако стоит помнить, что наше «йогическое подмножество» - это просто часть жизни человека, в рамках которой определены некие особые законы, хоть и кажущиеся абсурдными на фоне имеющегося жизненного опыта. Но если в жизни, за пределами нашего «йогического анклава» найти аналогии, проявления этих особых законов, то, вероятно, они перестанут быть столь чуждыми нашему восприятию, приятие их не будет столь критичным и противоречивым.

И одним из таких мостиков, аналогией, отражением «йогического подхода» в нашей повседневной жизни, вполне может служить скульптура собаки на станции метро «Площадь революции» Московского метрополитена.
Каждый день сотни и тысячи людей, проходящие мимо, по сложившейся традиции трут нос данной скульптуре; касаются едва, часто даже не останавливаясь на своем пути. Казалось бы, какой эффект может дать столь незначительное воздействие отдельно взятого человека на большую бронзовую скульптуру? Решительно никакого. Однако, повторяемое постоянно раз за разом изо дня в день данное воздействие дает всем заметный неоспоримый эффект.

Так почему же нам так тяжело принять, что легкое ненасильственное воздействие на наше тело, повторяемое регулярно, не способно привести к каким-либо ощутимым следствиям? Почему нам так необходим элемент насилия и преодоления себя в работе с телом? Почему нам проще принуждать тело, чем прислушаться к нему? Отчего нам так сложно поверить и принять, что наше тело не менее восприимчиво к регулярным воздействиям малой силы, чем бронзовая статуя?

Для того, чтобы нос собаки сиял, не потребовалось ни специальных моющих средств, ни щетки, ни особых усилий со стороны проходящих мимо людей. Достаточно оказалось просто каждый день воспроизводить элементарное, легкое и простое действие.

Надеюсь, что данная наглядная аналогия позволит Вам более доверительно относиться к принципу ненасилия и кумулятивному эффекту малых воздействий в практике асан, преодолеть известную инертность нашего мышления и направить старания в практике йоги в русло регулярности занятий, а не избыточных стремлений и усилий в практике асан.